Международная конференция высокого уровня ««Укрепление трансграничного водного сотрудничества в Центральной Азии: роль международного водного права и Конвенции ЕЭК ООН по трансграничным водам» и Рабочий семинар по Протоколу по проблемам воды и здоровья

Международная конференция и Рабочий семинар состоялась в Алматы 25-27 октября 2011г. в рамках программы ЕЭК ООН «Региональный диалог и сотрудничество по управлению водными ресурсами». Участники конференции были представлены национальными командами из стран ЦА, состоящими из руководящих лиц ведущих министерств и ведомств, работающих в сфере охраны и использования водных ресурсов. Представитель ФПГИ был включен в состав национальной команды из Таджикистана. Состав национальной команды Таджикистана состоял из зам. министров ведущих министерств республики, вовлеченных в решение водных проблем, воды и здоровья: Министерство Мелиорации и водных ресурсов, Министерство Здравоохранения, Юстиции, ведущих сотрудников других организаций: МИД, Министерство Энергетики и Промышленности, МФСА, Барки Точик, МЧС.

Конференцию открыл С. Брагин, зам. Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан. Он подчеркнул, что напряженность по решению трансграничного водопользования в ЦА регионе возрастает. Для решения использования трансграничных рек в ЦА регионе нужно использовать международный опыт, накопленный, например, в Европе. В регионе ЕЭК ООН заключено много положений о воде. Конвенция по трансграничным водам не предлагает готовых решений, они должны решаться на национальных уровнях. Важно заключение многосторонних природоохранных соглашений.

Его Превосходительство Посол П.Морель, Специальный представитель ЕС для ЦА подчеркнул, что водные ресурсы мира заключены в основном в морях и озерах (97%). Для международных водотоков, протекающих по территории стран, необходимо использовать механизмы международного регулирования и водного права. Конвенция ЕЭК ООН по трансграничным водотокам предоставляет рамки сотрудничества, усиливающиеся с изменением климата на планете. Важно сохранять качество вод, использовать механизмы Конвенции ЭСПО. ЕС принял стратегию нового партнерства со странами ЦА, в этом направлении большую помощь оказывает Правительство Германии, Агентство по Международному Развитию (GIZ) в рамках Берлинского процесса, которое было одобрено ЕС в Риме в 2008г. Основным операционным механизмом этого сотрудничества является интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР). Намечены цели выполнения ИУВР, надо подготовить к ним местные институты и организации.

Большое значение имеют национальные политические диалоги по управлению бассейнами рек, которые начались в Таджикистане с 2010г., в скором времени к ним приступят в Узбекистане и Туркмении. Создан ИВКО (инвестиционный водный комитет) для стран ЦА, который будет решать проблемы Аральского моря (до 2015г.), поддержку национальных диалогов на региональном и национальном уровнях, создание дорожной карты. В регионе много вызовов: энергия, климат, экология, которые нужно решать, нужны дискуссии, сотрудничество. Однако лучшие решения зависят от самих стран, ЕС только поддерживает этот диалог.

С. Ибатуллин С., Председатель Исполнительного Комитета МФСА сказал, что страны ЦА подтвердили готовность решать проблемы трансграничных водотоков с учетом интересов всех стран, используя превентивную демократию, Берлинский процесс по воде, др. механизмы. МФСА служит платформой для использования новых подходов, механизмов, практик. Программа сохранения бассейна Аральского моря (ПБАМ-3) получила полную поддержку для реализации и разработки новых многосторонних соглашений.

Первая сессия, посвященная развитию международного водного права в странах ЦА, началась с презентации С. Виноградова «Международное водное право – почва для долгосрочного устойчивого и взаимовыгодного сотрудничества».
Он отметил, что в странах ЦА усиливаются тенденции присоединения к новым международным актам, для чего нужно знать механизмы международного водного права. Более 50% водных ресурсов мира – трансграничные. Их загрязнение тоже носит трансграничный эффект (негативный). Вода все больше и больше становится стратегическим объектом. С давних пор люди старались находить пути решения использования и деления водных ресурсов, которые всегда решались в рамках определенных правил и соглашений. По мере накопления этих правил сложилось международное водное право (МВП), без которого невозможно использование вод и существование стран. Суть МВП – это полное выполнение правил, право – это результат столкновения позиций, доктрин. Самая первая доктрина дала право полного использования верховьями своих вод, вторая доктрина – отстаивала права полного использования низовьев на воду, третья доктрина, имеющая право на существование — международное водное право- учет интересов всех стран бассейна.

В настоящее время в этом направлении действуют две Конвенции: Хельсинская Конвенция 1992г. (подписана 37 сторонами) и Нью-йоркская Конвенции 1997г. (имеет 25 сторон). Эти две Конвенции перекликаются и создают почву для юридических соглашений. Важнейшие принципы – справедливое использование трансграничных водотоков, не причинять ущерб, сотрудничество. Мирное разрешение водных споров – важнейшее условие, вплоть до нахождения судебных решений (например, по реке Дунай). Есть различные механизмы решения споров, для этого существует международное водное право. Нью-йоркская Конвенция (1997), излагающая правила поведения, не получила широкого распространения в ЦА, практически она уступает Хельсинской Конвенции, которая имеет больше механизмов для реализации. Нью-йоркская Конвенция пока не адаптирована на международном уровне, но это не означает, что она не имеет официального признания. Синергизм процесса международного водного права больше отражен в Н-Й. Конвенции. В обеих Конвенциях нет дискриминации стран (верховья, низовья), обе К. актуальны и взаимодополняемы.

Вопросы:
— Река Нил имеет свои решения, по ней создана отдельная конвенция. Возможно, такая конвенция нужна для ЦА региона? Ответ: Верховья Нила страдали от несправедливого вододеления, они и стали инициаторами новой конвенции. В ЦА регионе имеются институциональные механизмы, которые нужно ценить и использовать.
— Какие критерии справедливого и разумного решения по трансграничным водотокам? Ответ: — Да, они есть, Нью-йоркская Конвенции (статья 6), это — гидрология, климат, численность населения, использование водных ресурсов для других целей (н-р, гидроэнергетика, стихийные бедствия, др.).

В первый день конференции всем странам была дана возможность выступить по использованию международного водного права в своих странах.

26 и 27 октября состоялся рабочий семинар по Протоколу по проблемам воды и здоровья. В презентациях были отмечены его роль в защите прав человека на воду и здоровье и на достижение связанных с водой Целей развития тысячелетия. Была дана возможность всем странам оценить сложившиеся в них ситуации в сфере воды и здоровья.

Большое внимание было уделено разработке целевых показателей, надзору и реагированию на заболевания, связанные с водой и межсекторальному подходу по осуществлению протокола. Последующие шаги по осуществлению Протокола были определены в результате работы малых групп по странам. Необходимо было ответить на следующие вопросы: 5 проблем в сфере воды и здравоохранения в каждой из стран, какие политики осуществляются в данной сфере в настоящее время, с какими трудностями приходится сталкиваться и какие результаты, какие целевые показатели могли бы быть полезны для решения существующих проблем, как можно улучшить взаимодействие между заинтересованными ведомствами в реализации Протокола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.