В Центральной Азии стартовал новый проект «Водная Доктрина»

Международная Конференция «Улучшение управления водными ресурсами для устойчивого развития в Центральной Азии» состоялась в г. Душанбе 9 октября 2008г. На конференции состоялся обмен мнениями и видением водного управления в Центрально-Азиатском регионе. Была сделана презентация проекта Водной Доктрины Центральной Азии. Представитель ФПГИ принял участие в работе конференции и в прениях по докладам.

Конференция была организована Исполнительным Комитетом Международного Фонда Спасения Арала (ИК МФСА) при поддержке Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Бюро в Таджикистане. На конференцию были приглашены руководители ЦА исполкомов МФСА, эксперты по водным вопросам из стран ЦА, руководители министерств и ведомств республики, занимающихся водохозяйственной тематикой, представители международных, неправительственных организаций и посольств, расположенных в Душанбе.

Участники конференции отметили, что водная проблема в настоящее время стоит очень остро не только в Центрально-азиатском регионе, но и во всём мире. Нехватка водных ресурсов является потенциальным фактором, который приводит к политическим, экономическим разногласиям и конфликтам. Достаточно напряженным является решение этих вопросов в Центрально-Азиатском регионе в связи с ростом населения, сокращением речного стока, деградацией ледников, глобальными изменениями климата. В то же время вода может стать фактором интеграции в Центральной Азии, чему было посвящено выступление г-на Рахимова С., и.о. Председателя ИК МФСА в Таджикистане.

Выступление г-на Маматканова Д.М., Директора Института водных проблем Кыргызской республики было пронизано тревогой за сбалансированное и справедливое управление водными ресурсами в ЦА регионе. Последние два года, особенно текущий 2008год, характеризовались маловодьем, в результате чего водохранилища многолетнего регулирования (Токтогульское в Киргизии) и сезонного регулирования (Нурекское в Таджикистане) не набрали проектных отметок для полной работы агрегатов гидравлических станций. Не имея ресурсов нефти и газа, эти две республики, находящиеся в верховьях и регулирующие сток Сырдарьи и Амударьи, не имеют возможности эксплуатации ГЭС в энергетическом режиме из-за требований ирригации нижерасположенных республик. Вода приобретает все большую социально-экономическую значимость. Надо договариваться об экономических механизмах управления водными ресурсами региона, тогда как в настоящее время они носят директивный характер. Г-н Мамадканов выразил сожаление о том, что до настоящего времени не определены квоты на воду на каждую страну, что ведет к неразумному использованию водных ресурсов в регионе.

Советник Интеграционного Комитета ЕврАзЭС г-н Кудайбергенов К.Т. сказал о необходимости создания водно-энергетического консорциума Центральной Азии. Этот вопрос рассматривается с 1996года, но наблюдаются разногласия на уровне глав государств, в связи с чем для завершения работ по разработке водно-энергетического консорциума ЦА приглашены международные эксперты.

Говоря о глобальном потеплении, было отмечено, что с 1956 по 2000 годы в 3 раза сократились ледниковые ресурсы в Центральной Азии. Была затронута также проблема Аральского моря и слабое решение проблем его спасения силами МФСА. Было даже предложено назвать МФСА Международным фондом сохранения Арала, а не спасения, потому что Арал уже не спасти.

На конференции была сделана презентация рабочего проекта Водной доктрины Центральной Азии. Документ был разработан Исполкомом МФСА при поддержке Бюро ОБСЕ в Таджикистане и по инициативе Президента Республики Таджикистан, Президента МФСА Э.Рахмона, объявленной им на первом Азиатско-Тихоокеанском Водном Саммите (Беппу, Япония, 3-4 декабря, 2007). Разработка Водной доктрины ЦА вызвана необходимостью формирования универсальных принципов водной политики в ракурсе сокращения рисков, связанных с водой, учета интересов всех водопотребителей и водопользователей в условиях глобальных изменений климата, роста населения, снижения уровня бедности для достижения устойчивого развития. Водная доктрина состоит из 11 подразделов, таких как: основные направления региональной водной политики по обеспечению устойчивого водопользования, приоритетные направления деятельности по обеспечению водной безопасности стран ЦА, пути реализации водной политики, мониторинг водных ресурсов и информационное обеспечение, наука, образование и просвещение, развитие гражданского общества и международное сотрудничество.

Резолюция конференции рекомендовала доработать рабочий проект Водной Доктрины ЦА на региональном уровне и просить ОБСЕ рассмотреть возможность оказания поддержки для открытия проекта Водной Доктрины на региональном уровне. Реализация Водной Доктрины предполагает в дальнейшем разработку планов действий по использованию и охране водных ресурсов ЦА на всех уровнях. Иначе говоря, ИК МФСА готовится наработать еще большее количество парадных документов, оставляя нерешенными каждодневные нужды жителей и реализацию ранее принятых соглашений и положений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.